10 июля 2017

Кадастровая оценка достоверна

0 0
Установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает достоверность предыдущей кадастровой оценки.
Гражданин оспаривал конституционность абзаца шестого п. 1 ст. 391 НК РФ и части пятой ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которым измененная кадастровая стоимость для целей налогообложения применяется с налогового периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Решением суда общей юрисдикции с заявителя по требованию налогового органа взыскана задолженность по земельному налогу за 2014 год. При этом суд не принял во внимание довод заявителя, что для расчета недоимки по земельному налогу налоговым органом использовался завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка, поскольку размер кадастровой стоимости на соответствие рыночной был оспорен заявителем в судебном порядке в 2015 году.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют положениям Конституции РФ, поскольку не позволяют налогоплательщику своевременно знакомиться с результатами государственной кадастровой оценки недвижимого имущества для их последующего оспаривания.
Суд не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. При этом отметил, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований, и установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии с Конституцией РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). В развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 24.17) предусматривает вступление в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости только после даты его официального опубликования (обнародования), (схожее регулирование содержится в ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Кроме того, в целях реализации положений п. 14 ст. 396 НК РФ, предусматривающего необходимость предоставления налогоплательщикам сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установлен порядок ее доведения до сведения налогоплательщиков (постановление Правительства РФ от 07.02.2008 № 52). В соответствии с ним налогоплательщик может обратиться с письменным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в органы кадастрового учета либо воспользоваться сведениями о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет».
Следовательно, нет оснований полагать, что действующее правовое регулирование не обеспечивает реализацию конституционных требований предоставить возможность каждому ознакомиться в полном объеме с документами, затрагивающими его права и свободы, для целей оспаривания результатов государственной кадастровой оценки недвижимого имущества.

Аналогичные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 № 487-О.

(Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 № 1170-О)