21 февраля 2020

Бонусы бывают разные

0 0
Премии (поощрительные выплаты), выплачиваемые продавцом товаров покупателю за выполнение определенных условий договора, в т.ч. за достижение определённого объёма закупок и продаж товаров, в налоговую базу по НДС у покупателя не включаются.

В письме Минфина России от 22.01.2020 № 03-07-11/3355 налогоплательщик задал более чем подробный вопрос, разложив свою ситуацию, как говорится, «по полочкам». И ему удалось получить, хотя и короткий, но достаточно однозначный ответ.

Поставщик поставляет дистрибьютерам непродовольственные товары. При этом предусмотрена бонусная программа: дистрибьюторы получают выплаты за объём последующих продаж конечным покупателям – физическим лицам.

Согласно п. 2.1 ст. 154 НК РФ, выплата продавцом товаров, работ, услуг их покупателю премии за выполнение определённых условий договора поставки товаров, работ или услуг, включая приобретение определённого объема товаров, работ, услуг, не уменьшает для целей исчисления налоговой базы по НДС продавцом товаров, работ, услуг, и применяемых налоговых вычетов их покупателем, стоимость отгруженных товаров, работ или услуг. Исключением являются случаи, когда уменьшение стоимости отгрузки на сумму выплачиваемой премии предусмотрено в самом договоре.

В свою очередь, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары, работы, услуги в счёт увеличения доходов, или иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ, услуг. Если же полученные средства не связаны с реализацией, то они НДС не облагаются.

Чиновники и сами не раз заявляли, что поощрительные выплаты, направленные на увеличение объёма продаж товаров продавца на рынке, полученные покупателем от продавца и не связанные с оказанием ответных услуг покупателем - например, за объём закупок, за реализацию определенного объёма продаж, за включение товарных позиций в ассортимент и т.д. - НДС не облагаются.

Тогда в чём же, собственно говоря, проблема? А проблема в том, что поставщик точно уверен только в одной ситуации: когда он выплачивает премию покупателю за объём закупаемой им продукции. Ведь в этом случае можно ссылаться, например, на письмо Минфина России от 09.10.2013 № 03-07-11/42059. А в рассматриваемом случае премия выплачивается за объём продаж, которого сможет добиться дистрибьютер!

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Компания полагает, что так как покупатель товаров не берёт на себя обязательства выполнить определённые действия по её заданию за вознаграждение, так как участие в бонусных программах является добровольным, то действия покупателя, направленные на достижение условий для получения бонусов, не рассматриваются в качестве оказания услуг в адрес компании.

С другой стороны, налогоплательщик, смеем предположить, субъект опытный, и знает, что решение любой юридической задачи находится не в положениях законодательства, а в их правильной трактовке. Также предположим, что сомнения у него породило письмо Минфина России от 22.10.2015 № 03-07-11/60829, (так как он сам его и упоминает). Там говорится, что в случае, если договор поставки товаров содержит элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии, обложение НДС этих услуг у покупателя производится в общем порядке.

Итак, нужно ли считать ситуацию, описанную в вопросе поставщика, фактом оказания услуг со стороны его дистрибьюторов? Нет, не нужно! Чиновники уточнили, что премии, выплачиваемые продавцом товаров покупателю за выполнение определённых условий договора, в том числе за достижение определённого объёма закупок и продаж товаров, в налоговую базу по НДС у покупателя не включаются. Вот в этом коротком словосочетании «и продаж» и содержится положительный для налогоплательщика ответ. Так что теперь можно смело назначать бонусы дистрибьюторам не только за объём закупки товаров у поставщика, но и за объём товаров, реализованных конечным потребителям.

Теги публикации: НДС