Палата налоговых консультантов


Контакты
Семинары и практикумы
Налоговая экспертиза
Публикации
Мероприятия
поиск по сайту
Сайт Палаты налоговых консультантов
О Палате налоговых консультантов
Будущему налоговому консультанту
Аттестованному налоговому консультанту
Членство в Палате
Семинары и практикумы
Запись на семинары
Комментарии и мнения
Новое в законодательстве
Актуальные комментарии
Мнение эксперта
Арбитражная практика
Внимание, ошибка!
Палата в СМИ
Победы наших коллег
Мероприятия
Все мероприятия
Мероприятия Научно-экспертного совета
Мероприятия Учебно-методического совета
Международный опыт
Международное налогообложение
Международное развитие налогового консультирования
Бельгия
Великобритания
Германия
ЕврАзЭс
Европейский Союз
Латвия
Нидерланды
Польша
Словения
США
Чехия
Научно-экспертный совет
Налоговая экспертиза
Состав НЭС
Банк документов
Совершенствование законодательства
Мероприятия
Проекты
Кадровое направление
Проекты для малого бизнеса
Налоговое консультирование. Интернет-офис
Полезные ссылки
Главная »» Публикации, Статьи »»  Мнение эксперта

Темы: Аренда, Налог на прибыль

Договор аренды. Расчеты по коммунальным платежам

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Вроде бы все ясно и понятно. Однако в процессе исполнения этого договора возникает много спорных ситуаций. И одно из лидирующих мест здесь занимают, пожалуй, расчеты по коммунальным платежам

версия для печати версия для печати

Бондаренко Ольга Анатольевна,
к. ю. н., аудитор, налоговый консультант, член учебно-методического совета
Палаты налоговых консультантов России, преподаватель ИПБР

Аренда и «коммуналка»: немного теории

По общему правилу арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ), то есть и коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду.

Подробный перечень услуг коммунального хозяйства как видов деятельности приведен в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163).

Так, к коммунальным могут быть отнесены расходы на электроснабжение, снабжение тепловой энергией (горячей водой для отопления), водоснабжение и канализация, газоснабжение, иные.

В роли абонента коммунальных услуг изначально выступает, как правило, собственник имущества, то есть в данном случае арендодатель. Однако в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту, но и другим лицам, зависимым от него. То есть арендодатель, являясь абонентом, с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, арендатору (субабоненту). В этой ситуации арендатор должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям арендодателя (ст. 545 ГК РФ).

К сведению

Изменение № 11/2008 ОКУН «Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93», принятое приказом Ростехрегулирования от 28.03.2008 №72-ст, введено в действие с 1 июня 2008 года.

Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст без отмены данного документа на период с 1 января 2008 года до 1 января 2011 года введен Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002).

Данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг, если специальными правилами для них не установлено иное (п. 2 ст. 548 ГК РФ). Например, к услугам по водоснабжению такой вариант неприменим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 № 475, от 13.02.2006 № 83, от 23.05.2006 № 307); п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить договор и вести расчеты напрямую за водоснабжение арендатор не имеет возможности.

Обратите внимание и на то, что большинство коммунальных услуг поставляются потребителям исключительно по тарифам, утвержденным в установленном порядке (например, абзацем 1 части 1 статьи 1, статьями 2 и 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»). Если по соглашению сторон в договоре аренды указана произвольная цена таких услуг, договор может быть признан судом ничтожным (ст. 166, 168 ГК РФ). Следовательно, в договоре целесообразно зафиксировать, что сумма компенсации стоимости коммунальных услуг определяется на основании счетов, выставленных поставщиками коммунальных услуг.

За услуги рассчитайся!

Расчеты по коммунальным услугам арендатор может осуществлять различными способами, например:

  • оплачивать коммунальные услуги непосредственно коммунальным службам;
  • компенсировать арендодателю отдельным платежом (по отдельному счету) стоимость коммунальных услуг;
  • оплачивать арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы.

Способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам прост в применении, как правило, не вызывает конфликтов с контролирующими органами, но требует дополнительных расходов со стороны арендатора при оформлении договорных отношений с коммунальными службами, а самое главное, может применяться не ко всем видам потребляемых услуг (например, по водоснабжению).

Способ, когда арендатор компенсирует арендодателю «коммунальные» расходы отдельным платежом, применяется гораздо чаще. Однако с ним связано достаточно много спорных моментов.

Многие арендаторы пытаются заключить с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг. Но насколько правомерен такой вариант – однозначно сказать нельзя. Это подтверждает и противоречивая судебная практика. Некоторые суды допускают возможность заключения агентского договора, по которому арендодатель приобретает коммунальные услуги для арендатора (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.2004 № А58-1458/03-Ф02-4943/03-С1). Однако передавать коммунальные услуги третьим лицам без согласия поставщика (коммунальных служб) нельзя (ст. 545, 548 ГК РФ). Как правило, договор с поставщиками коммунальных услуг заключается еще до того, как имущество сдается в аренду (п. 2 ст. 539 ГК РФ).

Президиум ВАС РФ указал, что сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85). А, учитывая то, что вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому) (ст. 1011 ГК РФ), есть риск, что посредническую сделку между арендатором и арендодателем суд признает ничтожной (ст. 166, 168 ГК РФ). Поэтому заключение такого договора не является оптимальным вариантом расчета за коммунальные услуги.

Таким образом, соглашение между арендодателем и арендатором о возмещении расходов по коммунальным платежам лучше установить непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Можно оформить и отдельное соглашение, например договор о возмещении расходов по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ). При этом его нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 информационного письма ВАС РФ от 11.01.2002 № 66).

Бухгалтерский учет как у арендодателя, так и у арендатора операций, связанных с компенсацией коммунальных расходов отдельным платежом, не вызывает каких-либо трудностей.

Получение от арендатора компенсации коммунальных услуг признается у арендодателя возмездным оказанием услуг по перечислению коммунальных платежей (ст. 779 ГК РФ; п. 7 ПБУ 9/99). Минфин России полагает, что расчеты по возмещению коммунальных платежей должны отражаться через счета учета финансовых результатов: Дебет 76 (62) Кредит 91-1.

Расходы в виде оплаты коммунальных услуг, возмещаемых арендатором, как правило, учитываются у арендодателя в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99): Дебет 91-2 Кредит 76 (60).

Если арендатор возмещает арендодателю коммунальные услуги отдельно от арендной платы, то данные суммы у него в зависимости от целей использования арендованного имущества признаются или как расходы по обычным видам деятельности, или как прочие расходы (п. 5, 11 ПБУ 10/99):

  • Дебет 20 (26, 44) Кредит 60 (76) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды, используемому в производственной деятельности;
  • Дебет 91-2 Кредит 60 (76) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды, используемому в непроизводственных целях.

Основанием для признания в бухучете у арендатора компенсации коммунальных расходов как отдельного платежа обычно являются договор аренды либо счет за коммунальные услуги, а также копии счетов коммунальных служб.

Отражение же в налоговом учете арендодателя и арендатора компенсации «коммуналки» отдельным платежом порождает спорные ситуации.

Сумма компенсации коммунальных расходов при расчете налога на прибыль организаций у арендодателя обычно учитывается в составе внереализационных доходов (письмо Минфина России от 04.08.2005 № 03-03-04/2/41) в соответствии с пунктом 4 статьи 250 НК РФ. При этом стоимость услуг, потребленных арендатором, можно учесть в составе внереализационных расходов как расходы, связанные с получением доходов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Однако вполне вероятно, что расходы будут признаны необоснованными из-за того, что компенсация чужих расходов не может классифицироваться как расходы в рамках собственной деятельности (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если арендатор возмещает арендодателю стоимость потребленных коммунальных услуг по отдельному счету, сумма компенсации учитывается у арендатора в составе:

  • прочих производственных расходов (пп. 10, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; письмо Минфина России от 04.08.2005 № 03-03-04/2/41);
  • материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Такой вывод позволяет сделать пункт 4 статьи 52 НК РФ, ведь если одни и те же расходы могут быть с равными основаниями отнесены к нескольким группам расходов, то организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе отнести их. Выбранный способ учета расходов необходимо зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения.

Но участников арендных отношений больше всего волнует вопрос о возможности арендодателя перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость коммунальных услуг. Увы, но мнение финансового и налогового ведомств едино и не меняется на протяжении нескольких лет. Оно таково: арендодатель не вправе перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю организациями, предоставляющими коммунальные услуги (письма Минфина России от 26.12.2008 № 03-07-05/51, от 14.05.2008 № 03-03-06/2/51, от 03.03.2006 № 03-04-15/52, ФНС России от 23.04.2007 № ШТ-6-03/340, от 21.03.2006 № ШТ-6-03/297). Свое мнение финансовые и налоговые органы аргументируют тем, что арендодатель – это абонент, который получает коммунальные услуги от снабжающих организаций. В связи с чем он не может быть снабжающей организацией для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2000 № 7349/99, определение ВАС РФ от 29.01.2008 № 18186/07). Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам, а начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству (определение ВАС РФ от 16.02.2007 № 560/07). Следовательно, арендодатель не вправе рассматривать для целей НДС компенсацию «коммунальных» расходов как реализацию и выставлять счета-фактуры, а арендатор – принять входной НДС по этой сумме к вычету (определение ВАС РФ от 29.01.2008 № 18186/07).

Однако перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору не противоречит нормам налогового законодательства: без обеспечения арендованного помещения коммунальными услугами организация-арендатор не может реализовать свое право на пользование арендуемым помещением (ст. 606, 611 ГК РФ), а предоставление коммунальных услуг неразрывно связано с оказанием услуг по аренде. Поэтому арендодатель имеет право перевыставить счет-фактуру арендатору на стоимость коммунальных услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08). Так что в судебном порядке у арендодателя есть шанс отстоять право на перевыставление счетов-фактур, а у арендатора – право на принятие НДС по такому документу к вычету. Но, в связи с тем что контролирующие органы не разделяют эту точку зрения, на стадии налоговой проверки в отношении принятия НДС к вычету у арендатора вероятен конфликт.

Способ, когда арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы, относительно прост в применении и обычно не вызывает претензий со стороны контролирующих органов.

Условие об арендной плате относится к числу существенных положений договора аренды, а значит, обязательно должно быть установлено в договоре и может меняться не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ). Речь идет о неизменности или суммы арендной платы, или алгоритма расчета данного платежа. Такую позицию высказал Президиума ВАС РФ в пункте 11 письма от 11.01.2002 № 66: при применении пункта 3 статьи 614 ГК РФ судам необходимо исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.

Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно, используя при этом различные варианты:

  • сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде и стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется;
  • сумма арендной платы в договоре складывается из двух частей: фиксированный платеж (собственно плата за аренду) и переменный платеж (расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде).

Первый вариант в некоторых случаях неинтересен для сторон. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется достаточно часто. Величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать его заранее не представляется возможным. Таким образом, если размер арендной платы учитывает коммунальные расходы, но устанавливается в фиксированной сумме, то нередко возникает ситуация, когда стоимость фактически потребленных арендатором коммунальных услуг не покрывается размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.

Применение второго варианта основано на том, что переменная часть арендной платы, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц (или за иной период) в зависимости от изменения тарифов или объема потребляемых услуг. При этом положение о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушается, так как неизменным остается условие, устанавливающее способ расчета арендной платы.

Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии обычно определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов, компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может устанавливаться различными способами. Например:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы;
  • иным способом.

Методику расчетов необходимо закрепить в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ). При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей первичные документы отдельно на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

Доходы и расходы арендодателя на коммунальные услуги в бухучете учитываются в зависимости от того, является ли сдача имущества в аренду для организации отдельным видом деятельности или нет, то есть как доходы (расходы) по обычным видам деятельности или прочие доходы (расходы). Если арендодатель получает возмещение коммунальных услуг от арендатора в составе арендной платы, эту операцию необходимо отразить как получение дохода от аренды (п. 5, 7 ПБУ 9/99): Дебет 76 (62) Кредит 90-1 (91-1).

Расходы арендодателя на коммунальные услуги относятся к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам (п. 5, 11 ПБУ 10/99): Дебет 20 (91-2) Кредит 76 (60). Если арендатор возмещает арендодателю стоимость потребленных коммунальных услуг в составе арендной платы, эту операцию также в зависимости от целей использования имущества отражают как расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы. Помимо документов, связанных с расчетами по арендной плате (например, актов), для документального оформления данного способа расчетов могут потребоваться копии счетов коммунальных служб. Аналогичным образом в части признания расходов в бухучете действует и арендатор.

Отражение в налоговом учете арендодателя операций, связанных с возмещением включенных в арендную плату коммунальных расходов, не вызывает сомнений ни у налогоплательщиков, ни у налоговых органов.

Возмещение коммунальных услуг в составе арендной платы арендодатель обычно учитывает как внереализационный доход (п. 4 ст. 250 НК РФ) или, если сдача имущества в аренду носит систематический характер, как доход, связанный с производством и реализацией (ст. 249 НК РФ).

Аналогичным образом будут признаваться у арендодателя и расходы. Если доходы от сдачи имущества в аренду организация учитывает в составе выручки от реализации, то стоимость коммунальных услуг признается в расходах, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 2 ст. 253 НК РФ), как материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если поступления от сдачи имущества в аренду организация отражает во внереализационных доходах, то стоимость коммунальных услуг – в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ). Подобным же образом учитываются расходы и у арендатора.

Налоговый аспект

Включить стоимость коммунальных услуг, полученных в составе арендной платы (п. 1 ст. 346.15, п. 4 ст. 250, ст. 249 НК РФ), в налогооблагаемые доходы необходимо и организациям, применяющим УСН. Причем независимо от объекта налогообложения. Доход нужно учесть в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). И лишь те налогоплательщики, которые применяют УСН с объектом «доходы минус расходы», вправе учесть всю стоимость полученных и оплаченных поставщикам коммунальных услуг в материальных расходах (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Такой точки зрения придерживается и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 06.06.2008 № 03-11-05/142). При применении иного объекта налогообложения налогоплательщик не имеет возможности признать вышепоименованные расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на базу единого налога расчеты за коммунальные услуги по арендованному имуществу не повлияют.

В отношении НДС споры с налоговыми органами, как правило, не возникают. Реализация услуг по предоставлению имущества в аренду у арендодателя признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база определяется как стоимость услуг, исчисленная исходя из цен, установленных договором (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 40 НК РФ). В данном случае вся сумма арендной платы является оплатой услуг арендодателя по предоставлению имущества в аренду. Поэтому арендодатель должен исчислить НДС с полной суммы арендной платы. На нее надо выставить арендатору счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Причем выделять отдельной строкой суммы коммунальных платежей в счете-фактуре и счете на оплату арендодателю не нужно (письмо Минфина России от 19.09.2006 № 03-06-01-04/175).

Сумму входного НДС, относящегося к коммунальным услугам в составе арендной платы, арендодатель может принять к вычету, так как их приобретение относится к деятельности, облагаемой НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом должны быть соблюдены все необходимые условия для принятия НДС к вычету (ст. 171, 172 НК РФ). Точно так же НДС по арендной плате, включающей в себя коммунальные платежи, учитывает и арендатор.

Как видим, расчеты между сторонами договора аренды, связанные с возмещением стоимости коммунальных платежей, – дело непростое. То тут, то там возникают сложности и противоречия. Чтобы уберечь себя от них и, как следствие, от претензий налоговых органов, нужно взвесить все за и против и выбрать оптимальное для организации решение.

Опубликовано в журнале «В курсе правового дела» № 19, 2009

21.09.2009

Оставьте комментарий: "Договор аренды. Расчеты по коммунальным платежам"
Имя:
Текст:
Введите число на картинке:

Комментарии:

Константин (02.12.2013 18:52)
Мне арендатор выставляет счет по электро энергии по своим счетам без копии счетов от горсетей, каждый раз цена на киловатт разная.
Ответить Ссылка

Ирина Леонидовна (05.03.2014 15:11)
Вероятно, речь идет об арендодателе. В рамках арендных отношений арендодатель не должен представлять арендатору копии счетов, если это специально не оговорено в договоре аренды. Вместе с тем при существенном отклонении стоимости киловатта у арендатора возникает налоговый риск по признанию таких платежей расходом в целях налога на прибыль.
Ответить Ссылка

Лоретти (05.07.2013 06:44)
А если поставщик комм. услуг ТСЖ ?
Ответить Ссылка

Альбина (27.03.2013 22:25)
Очень подробное и грамотное разъяснение. Огромное спасибо авторам!
Ответить Ссылка

Ирина (16.01.2013 16:44)
Д 76 (арендатор) / К 60 (энергосбыткомпания)
Можно сразу сделать проводки?
Ответить Ссылка

Марина (17.11.2012 18:17)
не поняла так должны платитьком. платежи или нет если договор аренды с москомимуществом расторгнут но предприятие расположено в многоквартирном доме где мы являемся собственниками квартиры
Ответить Ссылка

Марина (17.11.2012 17:09)
арендуем помещение у Москомимущества срок договора истек обязаны ли платить за коммунальные \мы собственники живем в многоквартирном доме очень просим ответить
Ответить Ссылка

admin (18.11.2012 23:51)
Предлагаем Вам воспользоваться бесплатной консультацией в Информационном пункте по налогообложению. Для более подробной информации позвоните по номеру 8 (495) 229-10-61 Наталья.
Ответить Ссылка

юля (21.06.2012 10:22)
к договору об аренде не указано что организация должна оплачивать коммунальные услуги как правильно составить доп.соглашение на коммунальные услуги
Ответить Ссылка

ирина (13.05.2012 18:59)
можно ли выставлять счета по коммунальным платежам по площади выше арендунмой,
Ответить Ссылка

Татьяна (17.04.2012 13:19)
У меня Арендодатель имеет свою котельную, тариф РЭК не получил.
Имеет желание прописать в Договоре аренде в составе переменной части алгоритм расчета переменной части:
цена газа * показания счетчиков * коэффициент 1,5%.Насколько правомерен данный алгоритм для признания расходов нами и ФНС? В алгоритме нет подтверждающих док.ресурсоснабжающих организаций, может ли применяться 1,5% в алгоритме для возмещения в составе переменной части арендной платы?
Ответить Ссылка

Евгений (05.04.2012 07:56)
А если арендодателем является орган местного самоуправления, имеет ли в таком случае арендатор право оплачивать арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы?
Ответить Ссылка

Ильнар (30.01.2012 09:49)
Я плачу 6% от суммы поступления на р/с от сдачи в аренду нежилого помещения .
При перечислении мне на р/с за коммунальные платежи я должен с них заплатить налог?
С уважением Ильнар Камилевич
Ответить Ссылка

Ильнар Камильевич (29.03.2012 09:40)
Добрый день у меня такая же проблема с сдачей помещения в аренду большие коммунальные платежи приходится платить 6: процентов с оборота. как решили эту проблему и решается ли она, не могу найти информацию везде пишут что надо платить.Спасибо. если не трудно напишите на an1970@list.ru
Ответить Ссылка

admin (30.01.2012 14:17)
Вы можете задать свой вопрос консультантам http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=465
Ответить Ссылка

Татьяна (26.12.2011 16:38)
А если арендодатель - физическое лицо, можно ли платить коммуналку напрямую и в плетежке указать - за такого-то.?
Ответить Ссылка

татьяна (28.03.2012 11:44)
а если арендодатель физическое лицо, можно ли платить коммуналку напрямую и как быть с НДС
Ответить Ссылка

Ирина (29.11.2011 15:46)
И не очень все по полочкам...а если арендодатель на УСН, следовательно НДС в этом случае арендатор взять к вычету не может (тот, что оплачен арендодателем)?
Ответить Ссылка

Анна (23.11.2011 08:24)
очень полезная статья, спасибо =)
Ответить Ссылка

Екатерина (07.10.2011 22:47)
Отличная статья. Спасибо. Только жаль, что нет перечня документов, которые арендодатель должен предоставлять арендатору за коммунальные услуги. Какая должна быть форма акта и нужен ли он вообще.
Ответить Ссылка

Алла (17.11.2010 11:42)
Очень полезный материал. Все грамотно и подробно по полочкам разложено
Ответить Ссылка

мария (04.10.2010 15:35)
Статья просто супер!Все разложено по полочкам!Спасибо
Ответить Ссылка

Ирина (18.05.2010 01:16)
Понятно
Ответить Ссылка

Юлия (23.03.2010 14:15)
Информация полезная. Организуйте пожалуйста семинар по этой теме.Спасибо!
Ответить Ссылка

Галина (05.12.2009 14:34)
Очень нужный и подробный материал.Спасибо.
Ответить Ссылка
Разделы:
Главная »» Публикации, Статьи »»  Мнение эксперта
Официальный сайт Палаты налоговых консультантов

www.palata-nk.ru

Наша рассылка
Вы можете оформить подписку на новости портала

Оформить подписку на новости

Здравствуйте, вы можете войти для изменения данных подписки или зарегистрироваться
Логин
Пароль
• Регистрация
• Забыли пароль?

Телефоны: +7 (495) 229-10-61; 749-36-10; (962) 944-50-05; (499) 130-05-74
Тел./Факс: (495) 683-31-41
Адрес центрального офиса: 129164, город Москва, улица Ярославская, дом 8, корпус 4

© Палата налоговых консультантов
При воспроизведении материалов на других сайтах обязательна гиперссылка.
При использовании в других источниках информации требуется указание сайта www.nalog-forum.ru

Rambler's Top100